© 2016 Иконостасная мастерская "Артель УФИМСКИЙ ИКОНОСТАС".

История "афонского" иконостаса для Свято-Георгиевского мужского монастыря Святые кустики

Работая вручную, непросто угнаться за «станочниками» в производительности и себестоимости. Однако в ручной работе есть нечто, недоступное даже самой «умной» машине. Видимо, именно поэтому игумен Успенского Свято-­Георгиевского монастыря выбрал нас, чтобы изготовить иконостас для главного монастырского храма. Иконостас особенный – «как на Афоне», то есть в стилистике и традициях афонских иконостасов. Для знакомства с ними игумен Варлаам благословил нам отправиться на Святую Гору. В самом деле, разве можно пытаться передать афонский дух, не побывав на Афоне и не ощутив на себе его особую благодать?

Там, в монастырях Ватопед и Зограф, нам посчастливилось внимательно изучить замечательные образцы работ прежних афонских мастеров. Это оказалась сложнейшая многослойная ажурная резьба, каждый элемент которой уникален: богатые растительные мотивы затейливо переплетаются с фигурками птиц, животных, людей, ангелов… «Всякое дыхание да хвалит Господа»!

Увидев такую райскую красоту, наши резчики поначалу даже растерялись: а возможно ли вообще ее повторить? С какой стороны взяться за дело? Пришлось приспособиться, подобрать новые приемы, обзавестись разнообразными хитрыми резцами­-стамесками. И убедиться, что с такой работой не справится ни один «умный» станок – только руки опытного мастера, оснащенные добрым инструментом.

Наша «командировка» на Афон помогла нам не только собрать материал для выполнения заказа. Пребывание на Святой Горе сопровождалось такими воистину чудесными стечениями обстоятельств, что мы утвердились в сознании бесконечной милости Божией к нам, недостойным. Это дало нам силы по возвращении с радостью и смирением приступить к новой сложной и масштабной работе.

Сейчас эта работа уже завершена. В длину наш иконостас развернулся на 20 метров. Архитектурные особенности храма делят его на три части – центральную и боковые. Всего в первом ярусе разместились, в обрамлении бурной кипени золотой резьбы, шестнадцать больших образов. Это копии (пока что полиграфические) древних икон, большей частью тоже афонских. Интересно, что мотивы резьбы вторят или перекликаются с сюжетами икон. Выше над ними находятся резные изображения праздников, осененные накладными ажурными «косынками». Дальше начинается высокий карниз, тоже сплошь покрытый многослойной резьбой. Он балконом выступает вперед на целых полтора метра и выносит на себе верхний ярус икон, как бы выдвигая его в пространство храма. На высоте более семи метров иконостас венчает трехметровое Распятие с предстоящими. Это настолько важный элемент афонского иконостаса, что входящий в храм прежде всего видит именно Крест, возвышающийся надо всем и устремленный ему на встречу. А иконостас, каким бы прекрасным он ни был, отступает на второй план, выполняя роль «престола» для Царя.

 

Разрабатывая эскизы и чертежи нашего иконостаса, мы старались как можно точнее следовать афонским образцам, надеясь получить похожий результат. Но, как оказалось, этого мало. Впечатление, создаваемое иконостасом, зависит и от его отделки. Чтобы придать золоченой резьбе благородный возраст, пришлось нанести поверх нее патину, которая лишь слегка приглушила золотое сияние (в монастырском храме уместна сдержанность), зато подчеркнула выразительную глубину резьбы.

Во всей своей красе иконостас предстал к празднику Рождества Христова. Теперь каждый может увидеть в монастыре на Южном Урале настоящий «афонский» иконостас. Приезжайте, посмотрите своими глазами. Возможно, вам тоже захочется заказать такой же. А мы с радостью вновь возьмемся за изготовление «афонского» иконостаса, опираясь уже на приобретенный в этом деле бесценный опыт.

Во вторник Страстной Седмицы Великого Поста в Храме на Крови Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил чин освящения копии Небоявленного Животворящего Креста Господня, изготовленного в Артели "Уфимский иконостас" для всероссийского автомобильного крестного хода «Святая Русь» , проходящего в эти дни через уральскую столицу..


Екатеринбург, 23 апреля 2019 года от Рождества Христова.

Для Крестного хода "Святая Русь", посвященного 600-летию Явлению Животворящего Креста Господня (1423 г. от Р.Х.), в мастерских Артели изготовили точную копию Креста, находящегося в женском Монастыре села Годеново.

 

Уфа, 21 апреля 2019 года от Рождества Христова.